От Задач к результату

Курс на быструю трансформацию и работа с сопротивлением к изменениям – сегодня во многих отраслях это первоочередные задачи, это связано со стремительно изменившейся экономической, социальной и политической ситуацией. Курс на цифровизацию процессов не что-то новое, это скорее естественный виток развития производства. Каждая компания стремится повысить скорость, эффективность и использовать новые технологии в своей работе, естественным образом постепенно меняет программное обеспечение, подход к управлению, автоматизирует процессы.

На сегодняшний день развитие цифровых технологий продвигается квантовыми скачками, и то, что еще недавно было очень дорогой технологией, которую используют, в закрытых стратегических организациях стало доступным для всех. ИТ технологии с каждым днём становятся все более доступными и прогрессивными. Но в больших компаниях, в стратегических и многовековых отраслях можно наблюдать достаточно большой разрыв используемых ИТ решений с существующими на рынке. Это связано с масштабами компаний и сложными бизнес-процессами. Любой процесс трансформации в этом случае занимает длительное время, затрагивает все функции, сеть всех дочерних обществ и филиалов и как любые изменения в первое время приводят к увеличению задач сотрудникам, делает привычный ход событий неудобным, естественным образом вызывая сопротивление, с которым необходимо правильно работать. В таком режиме со всеми аспектами цифровой трансформации каждый день работает компания ООО «Газпром ЦПС».

Мы занимаемся цифровыми продуктами для группы компаний ПАО «Газпром» и сегодня благодаря нашим заказчикам и разработчикам уже накопили ценный совместный опыт цифровой трансформации, в котором мы все получаем новые уникальные компетенции. Каждый процесс взаимосвязан и изменение одного по цепочке влечет изменения смежных функций. И здесь самое важное баланс между быстрыми победами и стабильным результатом. Заместитель генерального директора Антон Куриленко, ответил на вопросы и поделился своим опытом реализации цифровых проектов.

Кто в компании начинает путь трансформации и видит необходимость развития и внесения улучшений в процессы?

Антон Куриленко: Естественно, основной курс идет от руководителей, цифровая трансформация многосоставной процесс, здесь очень важна комплексность решений и именно руководитель имея перед собой всю картину производства определяет общую стратегию. Особое место занимает сбор ИТ инициатив и новых идей по конкретным направлениям и здесь важную роль играют владельцы процессов, которые лучше всех и детально знают свою работу и могут разложить ее на подпроцессы и понять тонкие места, которые требую изменений в первую очередь, а так же где требуется внедрение новых ИТ решений, а далее начинается наша работа, команда Газпром ЦПС изучает существующие задачи  и подбирает наилучшие цифровые технологии, так  начинается процесс реализации.

Как действовать и проводить изменения в таком большом коллективе, экологично для всех?

Антон Куриленко: Первое, надо внутренне быть готовым к сопротивлению и понимать, что это нормально. Взаимно доверительные отношения со всеми участниками процесса – один из самых важных аспектов. Главное понять основную «боль» заказчика и показать, как уже сегодня мы ее облегчим с помощью изменений. Здесь очень подходит стратегия «быстрых побед», она позволяет быстро внедрить один простой инструмент, который в последствии войдет в большую интегрированную систему. Показать, что, двигаясь небольшими шагами, инструмент за инструментом, в итоге мы получим целую систему. Хороший пример этого, наш центр мониторинга, реализованный в ООО «Газпром инвест». Работы предстоит еще много, но за довольно короткий промежуток времени, мы показали реально-осязаемый инструмент, в будущем в который вольются проекты гораздо большие по своим масштабам.

Стратеги «Быстрых побед» подразумевает решения, которые потом будут полностью перерабатываться или как есть войдут в новую систему?

Антон Куриленко: Как мы видим из практики, быстрее принимается то, что ты можешь использовать уже сегодня. Быстрые победы – это так называемые проекты с быстрой реализацией, то, что лежит на поверхности и к чему можно применить общее готовое решение, а не индивидуально подстраивать под процессы компании, такие решения необходимы чтобы уже на ранних стадиях проекта руководители компании чувствовали результат и перспективу дальнейшего развития.  

 Например, организация портала контроля проектных работ Газпром проектирование и строительных работ Газстройпром в центре управления проектами. Первое что мы сделали это организовали само пространство, оснащённое передовой техникой, которая в последствии сможет транслировать и сводить в единый центр любую информацию. И для того, чтобы показать реальный эффект, мы из объемного проекта выделили небольшие части, решения для которых уже есть, так нам удалось собрать в единый центр трансляции со всех объектов строительства и предоставить возможность в режиме онлайн мониторить объекты. Такие проекты позволяют двигаться вперед, показывая быстрый положительный результат. И это пример решения, которое не будет переработано в будущем, а только дополнено. Отвечая на вопрос, могу сказать, что готовые решения не обязательно в будущем перерабатываются полностью, они просто претерпевают изменения или интегрируются в общее ИТ решение. Предлагая такие решения, мы всегда смотрим на перспективу их дальнейшего развития и доработки.

А как быть с проектами, которые затрагивают бизнес-процессы компании и требуют специфической настройки?

Антон Куриленко: Такие проекты предполагают более детальную проработку и изучения бизнес-процессов, поэтому занимают длительный период, 2-3 года и более. И надо понимать, что эти сроки действительность, которую необходимо принять и учесть. Цифровые проекты тем и хороши, что начиная большой проект на 3 или более лет, мы рассчитываем на возможные технологические изменения и включаем их в периметр работ. Те технические задания, которые мы готовим сегодня, могут к концу проекта быть изменены полностью. И это правильно. Любой продукт настраивается под процессы компании в соответствии с методологией, и часто в этот момент пересматривается сама методология и процессы совершенствуются. Главная задача разработчиков и подрядчиков — это внимательно отнестись к срокам заказчика, принять их темп работ, на своем примере демонстрируя высокую скорость работ. Убрать критичный взгляд на процессы компании и легко делиться знаниями, оперируя реальным эффектом.

Естественно, в подобных проектах есть свои сложности, у нас большой блок занимает соответствие информационной безопасности. Требования очень высокие, это связано с конфиденциальностью и важностью информации. Поэтому важно понимать этот аспект при выборе ИТ решений, это увеличивает сроки проектов, но является неотъемлемой частью. Опираясь на необходимость получения стабильного результата, работающую программы, платформы, инструмента мы принимаем это как константу.

Что делать с сопротивлением на изменения?

Антон Куриленко: И такой опыт есть, я бы сказал, что бывает сопротивление как со стороны разработчика-исполнителя, так и со стороны заказчика. В нефтегазовой отрасли уже есть годами наработанный опыт, это исторически сложившаяся большая компания с огромной территорией присутствия. И здесь работают настоящие знатоки своего дела, обладая большим опытом в своем направлении, ИТ сфера относительно молодая. Тут встречается старая школа с новой, как два поколения и поэтому сопротивление возникает с двух сторон, но это и большой ресурс для роста. Как раз на этом стыке и рождаются действительно инновационные продукты, которые делают прорыв. Сопротивление вызвано часто страхом перед чем-то новым, неизвестным, непонятным. А две эти сферы новые друг для друга. Так устроен человеческий мозг, часто мы склонны в первую очередь видеть негативные стороны. Возникает растерянность и недоверие, заказчик привык к своему течению дел и нововведениям не склонен доверять на 100 %, а разработчики из сферы ИТ сталкиваясь с таким гигантом порой испытывает шок. И здесь неизбежны споры и активные обсуждения, когда каждый отстаивает свое видение. Четкое понимание заказчика, что цифровые проекты необходимы и желание исполнителя реализовывать свои идеи и продавать продукт со временем приводят к полному принятию ситуации и вот тут начинается активное сотрудничество. Теперь у нас есть опыт и каждый новый проект приходит к активному сотрудничеству все быстрее. Стратегия «быстрых побед» или от «задач к делу» отличный помощник. Как только заказчик получает первый позитивный результат – рабочий инструмент, все последующие изменения и проекты принимаются без сопротивления и с более активным участием со стороны всех уровней менеджмента.