ИТ в группе компаний Газпром миф и реальность

Цифровизация стала неотъемлемой частью настоящего любой компании в России. Не секрет, что в процессе широкого внедрения ИТ, особенно в больших госкорпорациях, возникает ряд вызовов, на которые необходимо уверенно отвечать. О том как разрабатываются новые информационные решения вы можете узнать из первых рук.

На вопросы отвечает София Савинова, руководитель проекта по интеграционным решениям.

София уже более 12 лет работает в сфере ИТ: выпускница Университета ИТМО, она вместе с командой занималась разработкой маркетинговых стратегий и продвижением бренда университета в мировом образовательном сообществе, в компании «Газпром нефть – Цифровые решения» работала над портальными решениями и системной идентификацией, занималась внедрением мобильных технологий. Столь разнообразный опыт и сформированные компетенции позволили стать настоящим экспертом в своей области, способным оценить проект комплексно – его суть, структуру, пользу, сложности и перспективы, стать специалистом, который в каждом вызове видит возможность для нестандартного решения и творческого подхода.

Расскажи, какой проект ты считаешь одним из самых значимых в своем опыте?

Это легко: проект, над которым мы работаем сейчас – создание Единой цифровой платформы ПАО «Газпром». Во-первых, это очень интересный опыт в текущем моменте, ведь всегда говорят, что самое главное то, что ты делаешь сегодня. А во-вторых, ЕЦП – это действительно флагманский проект и для нашей компании, и для группы компаний в целом. 

Меня увлекает идея создания единого цифрового пространства, содержащего инструменты для работы с данными в режиме «здесь и сейчас», способного выдавать аналитику, интегрировать процессы, контролировать этапы строительства, обмениваться данными с подрядчиками, выводить детальные отчеты для быстрого принятия решений – в конечном итоге делая работу огромной компании более эффективной и комфортной. Я понимаю, насколько глобальным является наш проект и насколько сложен он в реализации, и тем не менее – это тот вызов, на который хочется ответить, ведь такого еще не было, мы будто бы создаем будущее сегодня.

Звучит действительно сложно. И зная сколько ограничений и нюансов связанных с информационное безопасностью и со сложными процессами согласований, может создаться впечатление, что это невозможно. Как долго этот проект будет реализовываться?

Проекты такого масштаба делаются не один год, и это совершенно оправданно. Первый и самый важный шаг уже сделан – согласована сама концепция, и всем участникам очевиден эффект от выстраивания бизнес-процессов с использованием информационных технологий.

То, что для компании сейчас очень ценно – актуальная отчетность, ускорение процессов, уход от долгого обмена живой документации между подразделениями и подрядчиками по всей России. Внедрение новой системы приведет к тому, что решения будут приниматься быстро и, самое главное, они будут актуальными. Поэтому каждый участник реализации ЕЦП понимает важность нашей совместной работы и кропотливо и усердно трудиться над проектом шаг за шагом.

ЕЦП – это платформенное решение, которое объединяет в себе множество инструментов. Сегодня часть из них уже работает. А ряд компонент уже переходит на стадию развития с учетом производственного опыта – это нормально для систем такого масштаба. 

Ценно, что пользователи могут видеть первые результаты, тестировать и давать замечания по работе конкретного инструмента – это всегда правильнее и эффективнее, чем давать замечания к продукту, существующему лишь в техническом задании и голове рабочей группы проекта. 

Я уверена, что ряд информационных решений, над которыми мы работаем сейчас, не просто будут доведены до финальной версии, а будут динамично развиваться и, возможно, станут совершенно другими, отвечая новым современным потребностям компании и людей, ежедневно использующих их в своей работе.  И важно понимать, что это нормально и неизбежно, и без доработки не бывает действительно нужных и эффективных продуктов.

Откуда такая уверенность, что эта платформа заработает и будет удобна, и полезна пользователям?

Я уверена, что сам факт создания ЕЦП отвечает трендам современного мира. Это важно и нужно.  Проект затрагивает не только работу с данными. Мы все понимаем, что цифровизация – это не просто автоматизация бизнес-процессов и перевод всех данных в цифру. Все гораздо сложнее. Внедряемые сейчас информационные решения затрагивают и организационную структуру, и распределение обязанностей, приводят к появлению новых процессов и уходу от старых, формируются новые подходы. 

Сейчас общая тенденция в ИТ-секторе для бизнеса ­– уход от кастомных и/или импортных решений и переход на отечественные платформенные решения, которые можно с минимальными изменениями адаптировать под запросы различных компаний. ЕЦП – пример такого будущего решения, которое впоследствии можно тиражировать и в другие отрасли.

Вообще, за годы работы, я поняла, что сложно работать в секторе ИТ в государственных отраслевых компаниях — это задача для амбициозных людей, по-настоящему любящих свою профессию. Это как покорить Эверест – для самых сильных и смелых. Но результат того стоит! Надо верить, надо не сомневаться в своем опыте и навыках, надо понимать, что ты неизбежно столкнёшься с рядом трудностей и ограничений. И тут самое главное – быть готовым и не пасовать перед задачами, которые порой кажутся неразрешимыми. Творческий подход, диалог и планирование – вот что делает наш проект по разработке ЕЦП одним из самых интересных.

 На мой взгляд, успешно реализованный продукт – это симбиоз образа продукта (того, как мы его представляли на этапе проектирования) и идеального результата. Это отправная точка для критики и модернизации. Мы с командой понимаем, что потребуется 2-3 года, чтобы все оцифрованные процессы выстроились в единую систему, которая в дальнейшем будет модернизироваться с учетом новых реалий бизнес-процессов.  И этот новый виток изменений будет естественным и необходимым.

А если говорить о методологиях, которые мы используем. Все ИТ компании стремятся работать в гибких методологиях, и, например, в компании Газпром нефть несколько лет назад вдохновившись Agile старались встраивать ее в управление ИТ — проектами. А когда мы говорим о Газпром, многим это кажется невозможным, так как много строго регламентированных процессов и сроков, которые сложно изменить.

Мне повезло работать в разных компаниях, которые использовали различные методологии. И я думаю, что самая идеальная методология для управления проектом – логика. Если она есть, то остальное сложится. Да, есть гибкие методологии, которые предполагают реализацию ИТ-продукта без строгой привязки к классическим этапам проекта из-за отсутствия понимания требуемого на выходе образа результата, это про проекты, где требуется много исследовательской работы. Есть классические методологии, которые непосредственно связаны с подробными техническим заданиями, обладающие более жесткой последовательностью и длинными итерациями, в результате чего продукт выдаётся пользователю на поздних стадиях.

В своей работе над ЕЦП мы стремимся запараллелить работы, выполнять их короткими спринтами – для быстрого внесения изменений на каждом этапе, выдавать порционно минимально работающий функционал для тестирования. Таким образом, мы выбираем гибридную методологию, руководствуясь спецификой и логикой.  Работаем в быстроизменяющихся условиях, изучаем основные правила и требования заказчика, выделяем ключевые и отталкиваемся от них.

Возможно реализовать все – нет ограничений, которые нельзя грамотно обойти. И когда я говорю обойти, это не значит нарушить их или обмануть кого-то. Это значит придумать то, чего раньше никто не делал. Сотворить информационный технологический прецедент. И это еще один пункт, который делает работу в этом проекте уникальным опытом.

Последние новости

Все новости